Как проявляется ЗПРР с элементами аутизма
Задержка психо-речевого развития является серьезной проблемой, с которой сталкиваются многие родители на первых годах жизни своего ребенка. Такое нарушение имеет четкую клиническую картину и симптоматику, поэтому если мама внимательна к своему малышу, то она обязательно обнаружит возникшие отклонения. У специалистов возникают трудности с выявлением причин, которые побудили возникновение подобных расстройств. Факторы, влияющие на развитие ЗПРР врачам точно установить пока не удалось.
Задержка психо-речевого развития часто дополняется элементами аутизма. В таких случаях наблюдаются следующие явления:
- ребенок мало говорит;
- речь невнятная, больше отрывков и звуков, чем слов;
- может не понимать обращенную к нему речь;
- больше реагирует на жесты или повышенный тон;
- боится контакта с новыми людьми;
- избегает незнакомых мест и предметов;
- общение со сверстниками осложнено;
- отсутствует чувство опасности.
Дети с диагнозом ЗПРР стремятся уединиться, находятся больше сами по себе, нежели в коллективе. Степень выраженности симптомов в каждом конкретном случае отличается. Один ребенок может говорить мало и редко, другой вообще общается при помощи жестов и звуков. При этом нарушения могут возникнуть внезапно. То есть нормальный и полноценный ребенок 2-х лет перестает разговаривать и его поведение становится не всегда адекватным, появляется чувство отчужденности. Для некоторых ситуаций характерны истерики и агрессия, для других — замкнутость и апатия.
Причины появления ЗПРР с элементами аутизма
- Гидроцефалия. Это повышенное внутричерепное давление, являющееся серьезным недугом. Обнаружить его не всегда удается сразу и болезнь может некоторое время не проявлять себя. Со временем гидроцефалия выражается в различных отклонениях, в том числе и ЗПРР с элементами аутизма.
- Родовая травма. Нарушения могут случиться в следствие повреждений головного мозга, возникших на фоне тяжелых родов, когда они преждевременные, скоротечные, с осложнениями.
- Перинатальная патология ЦНС. Здесь речь идет также о повреждениях головного мозга под влиянием таких факторов, как внутриутробная инфекция, недостаток кислорода, угроза прерывания беременности и прочее.
Специалисты отмечают, что данная патология свойственна детям с генетической предрасположенностью, то есть наследственностью. У них признаки задержки в развитии проявляются уже в раннем возрасте. Ребенок с таким заболеванием в 5 лет может практически не говорить и плохо понимать, но в остальном ведет себя вполне естественно. У него не возникает трудностей с потреблением пищи, одеванием, исправлением нужд. Малыш играется, но не может освоить чтение, письмо и другие более сложные задачи. Может различать цвета, но не способен самостоятельно их назвать.
Не редко дети с ЗПРР с элементами аутизма ведут себя очень возбужденно, даже агрессивно. В связи с тем, что они не имеют возможности выразить словами свои потребности и желания, дети постоянно плачут, впадают в истерики, размахивают руками.
Считается, что такое нарушение может стать также результатом перенесенного тяжелого инфекционного заболевания, например — пневмонии. ЗПРР часто становится следствием неизлеченного ЗРР. Если в 2 года у малыша были заметны проблемы с речью и родители не приняли должных мер по их устранению, то к 5 годам возникнут отклонения уже психо-речевого характера.
Как лечить ЗПРР с элементами аутизма
Ребенку с подобными нарушениями потребуется помощь нескольких специалистов:
- дефектолога;
- логопеда;
- невролога.
Дефектолог начинает работать с малышом в возрасте 2-х лет, помогая развивать моторику, память, мышление и внимание. Ближе к 4-м годам следует начать посещать логопеда, на занятиях которого ребенок учится строить предложения, выражать свои мысли. Также логопеды работают над постановлением звуков. Невролог занимается лечением неврологической патологии, которая стала причиной отставания в развитии.
Если в раннем возрасте у малыша отмечаются отклонения в речевом развитии, то необходимо срочно обращаться к специалистам, чтобы в дальнейшем не возникло серьезных нарушений в его психо-речевом развитии и не проявились аутические расстройства.
Поделиться с друзьями: